Советы дефектолога

"Детские ошибки в речи. Не обращать внимания или исправлять"

 Почти все личностные качества: вкусы, привычки, характер, темперамент закладывается у человека в детстве. И немалую роль в становлении личности играет речь.
 Если малыш до 3-х лет неправильно произносит многие звуки или они вовсе отсутствуют, это нормальное явление. Неточное произношение у ребенка 3-4 лет естественно – это так называемое «костноязычие».
Что должны знать родители и педагоги о работе с детьми данного возраста?
 Говорить с ребенком надо правильно и неторопливо, так взрослые дают речевой образец для подражания.
Речевое подражание способствует развитию активной речи. Повторяя за взрослым слова и фразы, малыш  не только запоминает их, но и упражняется в правильном произношении звуков, слов, укрепляет мышцы губ и языка.
 Когда родители сознательно «подстраиваются» под речь ребенка, копируют его неправильное произношение, то ребенок утрачивает стимул для совершенствования собственной речи – ведь все всё понимают и его речь и так нравится взрослым.
Чем раньше родители обращают внимание на правильное звукопроизношение у ребенка, тем быстрее оно формируется и нормализуется.
 Легче предупредить нарушения речи, чем потом тратить время на их исправление.
На 4-м году жизни значительно улучшается подвижность языка, губ, нижней челюсти, но произношение звуков все ещё далеко от нормы.
 Усвоение звуков языка происходит в течение довольно длительного времени (от 1,5 до 5 лет), причём не у всех детей одновременно.
 К 5 годам ребёнок должен научиться правильно произносить все звуки, поэтому необходимо контролировать формирование у ребёнка звукопроизношения и стараться вовремя предупреждать закрепление костноязычия.
Для правильного формирования произношения, ребёнку предстоит научиться управлять своими органами речи, воспринимать обращённую к нему речь, осуществлять контроль за речью окружающих и собственной речью.
 Ни в коем случае нельзя подражать неправильному произношению ребёнка, так как он лишается возможности слышать правильное произношение и отличать его от неправильного. В итоге у ребёнка не выработается слуховой самоконтроль и закрепится искаженное произношение.
 Ошибочно надеяться на самопроизвольное исчезновение недостатков произношения по мере роста ребёнка, так как они могут прочно закрепиться и превратиться в стойкое нарушение.
Причины неправильного произношения:
- дефекты органов артикуляции;
- физическая ослабленность вследствие соматогенных заболеваний, особенно в период активного формирования речи;
- недоразвитие фонематического восприятия (затруднения в различении звонких – глухих, мягких – твёрдых, свистящих – шипящих согласных);
- недостаточная подвижность органов артикуляции;
- снижение слуха;
- неправильная речь окружающих взрослых;
- общение с детьми, имеющими неправильное произношение.
Внятность и чистота произношения зависят:
- от анатомического строения артикуляционного аппарата;
- от того, как действуют язык, губы, челюсти;
- от умения человека ощущать движения органов артикуляции;
- от функциональной зрелости речевых зон коры головного мозга.
Если у родителей в семье имеются дефекты звукопроизношения, то ребёнок будет подражать этому неправильному произношению.
Детям, имеющим проблемы со звукопроизношением, не рекомендуются ранние занятия английским языком.
Неправильное произношение звуков у малышей – естественная особенность детской речи. Но для детей старшего дошкольного возраста – это речевой недостаток, требующий исправления.
Изъяны произношения, не устранённые в дошкольный период, нередко остаются на всю жизнь и могут повлиять на выбор профессий, для которых качество произношения звуков имеет важное значение.

Основные рекомендации родителям:
♦ Ни в коем случае не подражайте неправильному произношению ребенка, не «сюсюкайте». Дети вполне способны воспринимать правильную литературную речь. Даже с самым маленьким ребенком говорите красиво и грамотно.
♦ Помимо произношения звуков обратите внимание на общую структуру речи. Послушайте, как ребенок выражает свои мысли, правильно ли строит предложения, согласовывает ли слова в роде, числе, падеже, правильно ли использует предлоги и союзы. У пятилетнего ребенка уже не должно быть аграмматизмов.
♦ Если ребенок говорит слишком громко или, наоборот, у него тихий голос - обратитесь к отоларингологу, т. к. ребенок может оказаться слабослышащим или иметь проблемы с голосовым аппаратом.
♦ Просматривайте видео- и прослушивайте аудиоматериалы, которыми увлекается ваш малыш, ведь ребенок будет произносить то, что слышит. Обратите внимание: качественно ли проведен дубляж, внятно ли и четко слышно каждое слово; нет ли наслоения перевода иностранной продукции на текст оригинала.

♦ Если вы хотите, чтобы ребенок занялся изучением второго или третьего иностранного языка, обязательно посоветуйтесь с логопедом и невропатологом. Узнайте, способна ли нервная система вашего ребенка воспринимать такую нагрузку. Начинать изучение первого иностранного языка рекомендуется не раньше 4-х лет.
Помните, что любые нарушения в произношении звуков, не соответствующие нормам возраста, рассматриваются как дефекты речи, исправлять которые бывает очень трудно.

И главное: родители, не забывайте, что ваша речь - образец для подражания.
Значение семейного воспитания в развитии речи детей. Вы хотите, чтобы Ваш ребенок, став взрослым, добился в жизни успехов, сделал блестящую карьеру, преуспел в бизнесе? Конечно же, дорогие папы и мамы, бабушки и дедушки, вы хотите, чтобы ваш малыш состоялся как личность, чувствовал себя свободным и уверенным всегда и во всем.
Тогда учите вашего ребенка говорить! Говорить он должен правильно. Ведь учась говорить, ребенок учится логически мыслить. Не заглядывая в отдаленное будущее, попробуйте оценить сегодняшнее состояние речи своего малыша.
Ребенку нужно умело и вовремя помочь.
Чистое произношение, лексическое богатство, грамматически правильная и логически связанная речь - заслуги прежде всего семейного воспитания. И, напротив, недостаточное внимание к речи ребенка нередко становится главной причиной речевых нарушений.
Устранить такие дефекты, сформировать и закрепит правильную артикуляцию звуков вашему ребенку помогут и учитель-логопед, и педагоги-воспитатели дошкольных учреждений. Однако основную нагрузку в обучении ребенка правильной речи вы должны взять на себя.
От вас же, любящие родители, потребуется "совсем немного – набраться терпения, заинтересовать ребенка и включить его в целенаправленную работу. При этом нельзя забывать элементарные принципы обучения:
• Ребенок должен учиться, играя.
• Принуждать ребенка заниматься нельзя. Занятия дадут наилучший результат при сочетании разных приемов обучения.
• Обучающий может научить обучаемого, только если сам в достаточной мере владеет материалом, сам произносит звуки правильно.

Методические рекомендации
учителя-логопеда родителям, имеющих детей с речевыми нарушениями

1.Покажите ребенка врачам-специалистам (по рекомендациям ПМПК);
2.Систематически и аккуратно выполняйте с ним домашнее задание;
3.Занимайтесь ежедневно или через день в доброжелательной, игровой форме;
4.Не принуждайте ребенка к выполнению домашнего задания;
5.Не давайте на одном занятии более 2-3 упражнений;
6.Соблюдайте точность и поэтапность выполнения заданий;
7.Не предлагайте на первом этапе для выполнения трудные задания, постепенно переходите от простого к сложному;
8.Вводите поставленные и закрепленные звуки в обиходную речь, вырабатывая у ребенка навык самоконтроля;
9.Постепенно усложняйте требования к речи ребенка;
10.Учите наблюдать, слушать, рассуждать, четко и ясно выражать свои мысли;
11. Совместно с педагогами группы работайте над развитием движений, воспитывайте усидчивость, самостоятельность в выполнении заданий;
12.Согласовывайте с учителем-логопедом и воспитателями всю работу по воспитанию правильной речи;
13.Помните, что сроки преодоления речевых нарушений зависят от степени сложности дефекта, возрастных и индивидуальных особенностей ребенка, регулярности занятий, заинтересованности и участия родителей в коррекционной работе;
14.Верьте в силы своего ребенка, верой и терпением вселите в него уверенность в исправление нарушения речи.

свернуть

"Развитие связной речи посредством игровой деятельности"

 Связная речь занимает важное место в общении ребенка со сверстниками и взрослыми, отражает логику мышления ребенка, его умение осмысливать воспринимаемую информацию и правильно выражать ее. Она является показателем того, насколько ребенок владеет лексикой родного языка, отражает уровень эстетического и эмоционального развития ребенка. Таким образом, связная речь – это развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно и точно, грамматически правильно и образно.
 Все мы знаем, как трудно бывает ребенку построить связный рассказ, даже просто пересказать знакомый текст. Дело тут не только в уровне развития речи. Детей часто сбивают детали произведения, которые на их взгляд показались наиболее важными, и они могут повторить их неоднократно. Например, "А у волка были большие зубы", "У него была пасть страшная" и т. д., забывая о дальнейшем развитии событий. А ведь основное для рассказчика – это передать сюжет произведения, быть понятым другим человеком, а не просто выразить свои чувства. Иными словами, ребенок должен научиться выделять самое главное в повествовании, последовательно излагать основные действия и события. Иногда на занятиях, мы используем различные методы и приёмы. Напоминаем, подсказываем, задаём вопросы: «А что, дальше?», «А как это произошло?», «Почему это случилось?». Нам приходится вмешиваться в рассказ, пересказ ребенка, задавая ему массу вопросов.
 Хорошо известно, что развитие речи, реализуемое только в форме фронтальных занятий, не даст желаемого результата. Работу по речевому развитию необходимо активно проводить в повседневной жизни детей в детском саду и семье. Особой формой общественной жизни дошкольников является игра, в которой они по желанию объединяются, самостоятельно действуют, осуществляют свои замыслы, познают мир. Игра в дошкольном возрасте – ведущая деятельность детей. Она пронизывает всю их жизнь, является источником обширной информации, методом обучения и воспитания ребят. Существует прямая связь между эмоциональным состоянием ребенка и интенсивностью протекания его психических процессов: мышления, речи, внимания, памяти.
 Игры, в которые обычно играют дети дошкольного возраста можно разделить на три основные группы:
Первая группа – это подвижные игры.
Вторая группа – это дидактические игры.
Третья группа – это cюжетно–ролевые игры, игры драматизации.
 У всех видов игр есть единая задача – умение самостоятельно организовывать разнообразные игры, договариваться, выполнять установленные правила игры. Здесь развитие связной речи играет главную, основную роль.
Подвижные игры способствуют воспитанию сообразительности, наблюдательности, внимания, воображения, быстроте мысли. Подвижные игры положительно влияют не только на двигательную деятельность детей, но и на развитие чувств и эмоций, поскольку радость движений усиливается наличием веселых комических ситуаций, юмора, шуток, возможности самовыражения. Азарт задают детям считалки, зачины, жеребьевки. В младших группах детям нравятся игры, сопровождающиеся рифмованным текстом и ритмичными движениями. Например: «Курочка – хохлатка», «Лохматый пес», «Зайка». Более старшие дети очень любят хороводные игры, эмоционально воспринимают все возможные присказки и другой текст, предваряющий игру, являющийся как бы завязкой. Например: «Гуси – гуси…», «Теремок», «Мышеловка». Применение считалок в распределение ролей, в подвижных играх, хорошо влияет на динамику постановки дикции.
 Что должен знать воспитатель о методике проведения подвижных игр с целью воспитания развития связной речи детей: 1. Нужно хорошо знать текст и соответствующие движения. 2. Воспитатель произносит слова отчетливо, выразительно, выделяя ритмический рисунок, но, не утрируя его, ни в коем случае не переходя на чтение по слогам. 3. Предварительно разучивать текст с детьми не следует, они постепенно запоминают его в процессе игры. Вначале они будут проговаривать отдельные слова, затем усвоят весь текст. Не надо только, чтобы дети сразу говорили полным голосом. Позднее, когда дети освоятся с движениями, следует обращать внимание на чистое и выразительное произнесение ими текста, не допускать крика в тех случаях, когда возрастает эмоциональный подъем. 4. Произносить текст нужно звонким, достаточно высоким голосом, так как это более естественно для детей. Однако не следует допускать, чтобы дети говорили утрированно высоким, писклявым голосом или крикливо. Во всех возрастных группах подвижные игры, организуемые воспитателем со всей группой или с небольшой подгруппой, должны быть интересными для детей, проходить живо, эмоционально, непринужденно.
 Дидактические игры не случайно заняли прочное место среди методов обучения и воспитания детей, развития их самостоятельной игровой деятельности. Любая дидактическая игра ставит целью обогатить чувственный опыт ребенка, развить его умственные способности (умение сравнивать, обогащать, классифицировать предметы и явления окружающего мира, высказывать свои суждения, делать умозаключения). Дидактические игры играют большую роль в развитии речи дошкольников – это пополнение и активизация словаря, воспитание правильного звукопроизношения, развитие связной речи.
 Среди всего многообразия дидактических игр особое внимание надо уделить словесным играм. Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них, так как здесь требуется использование приобретенных ранее знаний в новых связях, в новых обстоятельствах. Дети должны самостоятельно решать разнообразные мыслительные задачи: описывать предметы, выделяя их характерные признаки, отгадывать по описанию, находить признаки сходства и различия, рассуждать. В младших и средних группах игры со словами направлены в основном на развитие речи, воспитание правильного звукопроизношения, уточнение, закрепление и активизацию словаря. В старшем дошкольном возрасте словесные игры чаще используют в целях формирования мыслительной деятельности. Эти игры поводят во всех возрастных группах, но особенно они важны в воспитании и обучении детей старшего дошкольного возраста, так как способствуют подготовке ребят к обучению в школе: развивают умение слушать педагога, быстро находить нужный ответ на поставленный вопрос, точно и четко формулировать свои мысли. С помощью словесных игр у детей улучшается речь и речевое общение, так как в каждой словесной игре одной из первых задач является развитие связной речи.
 Театрализованные игры основаны на драматизации литературных произведений. Театрально – игровая деятельность обогащает детей новыми впечатлениями, знаниями, умениями, развивает интерес к литературным произведениям и театру, формирует диалогическую речь, активизирует словарь, способствует нравственно – этическому воспитанию каждого ребенка. В младших группах воспитатель разыгрывает знакомые детям сказки, стихотворения, небольшие рассказы с помощью настольного театра или фланелеграфа. Например, сказка «Репка» иллюстрируется с помощью плоскостных кукол. А с веселым Петрушкой, даже не прячущимся за ширмой, дети охотно здороваются, отвечают на его вопросы.
 С детьми третьего и четвертого годов жизни, воспитатель разыгрывает простейшие сюжеты знакомых сказок, призывая детей повторять отдельные фразы главных героев или коротенькие песенки. Например, показывая детям настольный театр «Колобок», воспитатель предлагает детям вместе с колобком спеть песенку. Дети пятого и шестого годов жизни уже, как правило, знают и любят изменять голос, проговаривать слова в заданном темпе, хорошо запоминают текст. Простой, короткий, выразительный текст помогает ребенку поставить себя на место изображаемого героя.
 Сюжетно – ролевые игры занимают ведущее место в самостоятельной деятельности детей. Дети дошкольного возраста отличаются большой эмоциональностью. Содержательная и эмоциональная сторона взаимоотношений детей находит свое выражение в жестах, в мимике и в совершенствование связной речи.
 Уровень развития связной речи во многом определяет умение вступать в контакт с детьми и поддерживать его.
Ребенок с хорошо развитой связной речью свободно может пригласить товарища в игру, передать другому соответственный замысел игры, договориться о распределении ролей, материала, самостоятельно разрешить возникающие конфликты.
 Все дети без исключения любят играть, а в игре у детей активизируется речь при общении и решении спорных вопросов. При этом у них развивается способность аргументировать свои утверждения, доводы. Заканчивая любую из игр, воспитатель, должен поддержать интерес к дальнейшей игре: «А в следующий раз, мы будем играть еще интереснее…».

Литература:
1.Ушакова, О. С., Струнина, Е. М. Методика развития речи детей дошкольного возраста: учебно-методическое издание/ О. С. Ушакова. Е. М. Струнина. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 288 с.
2.Aрушанова, А. Г. Развитие диалогического общения. Речь и речевое общение детей / А. Г. Арушанова. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.
3.Волков, Б. С. Возрастная психология: в двух частях Ч. 1. От рождения до поступления в школу / Б. С. Волков, Н. В. Волкова. – М.: Владос, 2005.
4.Гербова, В. В. Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада / В. В. Гербова. – М.: Просвещение, 1984.
5.Ёлкина, Н. В. Формирование связной речи у детей дошкольного возраста / Н. В. Ёлкина. – Ярославль: Изд-во ЯГПУ им. К. Д. Ушинского, 2006.
6.Лебедева, И. Н. Связная речь: речь в общении и речь в деятельности // Специальное образование. – 2011. – № 2. – С. 88-98.
7.Шадрина, Л. Г. Развитие речи-рассуждения у детей 5-7 лет / Л. Г. Шадрина, Н. В. Семёнова. – М.: ТЦ Сфера, 2012.

свернуть

"Изобразительная деятельность как средство развития речи детей с общим нарушением речи"

 Любая продуктивная деятельность, в том числе и изобразительная, как отмечала Е.И. Тихеева, благоприятна для развития речи. Особенно это касается детей с общим недоразвитием речи. Деятельность с бумагой, ножницами, глиной, красками, карандашами – это не только сенсорно-двигательные упражнения. Она отражает и углубляет представления детей об окружающих предметах, способствует проявлению умственной и речевой активности.
 У детей при ряде речевых нарушений отмечается выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев рук, так как движения пальцев рук тесно связаны с речевой функцией. В связи с этим в системе по их обучению и воспитанию предусматриваются воспитательно-коррекционные мероприятия в данном направлении.
Ученые, которые изучают деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее значение функции руки. Сотрудники Института физиологии детей и подростков АПН установили, что уровень развития детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Известный исследователь детской речи М.М. Кольцова пишет: «… есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи – такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения проекция руки есть ещё одна речевая зона мозга».
 Так, на основе проведённых опытов и обследования большого количества детей, была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы. (Л.Ф. Фомина).
М. М. Кольцова пришла к заключению, что формирование речевых областей совершается под влиянием кинетических импульсов от рук, а точнее от пальцев.
 Этот факт должен использоваться в работе с детьми и там, где развитие речи происходит своевременно, и особенно там, где имеется отставание, задержка развития моторной стороны речи. Рекомендуется стимулировать речевое развитие детей путем тренировки. Движений пальцев рук. Выполнение аппликационных изображений способствует развитию мускулатуры руки, координации движений. Ребенок учится владеть ножницами, правильно вырезывать формы, поворачивая лист бумаги, раскладывать формы на листе на равном расстоянии друг от друга.
 Значение рисования, лепки, аппликации и конструирования для всестороннего развития и воспитания дошкольника с общим недоразвитием речи велико и многогранно. Изобразительная деятельность выступает как специфическое средство познания действительности, поэтому имеет большое значение для умственного развития детей. В свою очередь умственное воспитание ребенка теснейшим образом связано с развитием речи, так как дети мыслят образами.
Воспитатель использует занятия изобразительной деятельностью для решения следующих коррекционных задач: развитие восприятия речи детьми, развитие речевых средств и речевой коммуникации.
 Развивая восприятие речи, необходимо учить детей соотносить содержание речи взрослых с собственными действиями или с действиями других детей. В ходе обучения содержание речи взрослых постепенно усложняется и увеличивается ее объем.
На занятиях изобразительной деятельностью детей можно знакомить с новыми словами, учить понимать, различать и, наконец, употреблять слова в активной речи. Ребенок может знакомиться с названиями предметов, действий, которые он производит с предметами, различать и употреблять слова, обозначающие внешние признаки предметов и признаки действий.
 Первым шагом в развитии понимания речи на занятиях изобразительной деятельностью является усвоение номинативной (назывательной) функции слова: все, что находится вокруг ребенка, все, что он делает и как делает, получает название. Для того, чтобы слово-название стало словом-понятием, на него надо выработать большое число различных условных связей, в том числе и двигательных.
 Изобразительная деятельность способствует выработке понятий и представлений об окружающем мире. Разнообразный наглядный материал, который периодически меняется, помогает уточнить понимание названий предметов, действий, признаков. Ребенок приучается вслушиваться в короткую фразу взрослого, понимать смысл постепенно усложняемых высказываний, новых слов, уточняет их лексические, фонетические, грамматические оттенки. В свою очередь, слово помогает ребенку в познании всех сторон изобразительной деятельности, осмыслении процессов изображения.
 В продуктивной деятельности значительно быстрее происходит развитие восприятия и осознания речи детьми, так как речь приобретает действительно практическую направленность и имеет большое значение для выполнения той или иной предложенной деятельности. Различные виды продуктивной деятельности благоприятны для развития речи и тем, что при осуществлении легко можно создать проблемные ситуации, способствующие появлению речевой активности. Проблемные ситуации формируют коммуникативную направленность речи. Так, если кому-то из детей специально «забыть» положить лист бумаги, кисть или карандаш, ребенок вынужден просить недостающее, т.е. проявлять речевую активность.
 Все предметы, с которыми действует ребенок, и которые создаются им в результате продуктивной деятельности, играют роль наглядной опоры для речевых упражнений. Причем в данном случае наглядность представлена натуральными предметами, а не иллюстрированным материалом.
 В продуктивной деятельности ребенок опирается одновременно на несколько анализаторов (зрение, слух, тактильной восприятие), что также оказывает положительное влияние на развитие речи. Когда детям дают предмет в руки и предлагают действовать с ним, при этом называют также действия и признаки, в таких условиях новые слова усваиваются значительно быстрее и прочно запоминаются.
 При специальном обучении дети хорошо усваивают определенную цепь последовательных действий, характерных для изобразительной деятельности. Это способствует развитию речи – правильному пониманию и выполнению инструкций типа: «Вырежи красный шар, а потом – синий». Именно на этих занятиях дети хорошо усваивают последовательность действий и причинно-следственную взаимосвязь различных действий и явлений: «Кисточка грязная. Моем грязную кисть. Кисточка стала чистой».
 Важно отметить, что действия детей, оречевленные в изобразительной деятельности, становятся более совершенными, осмысленными, целенаправленными, ритмичными, регулируемыми. Ускоряется процесс усвоения изобразительных навыков.
На занятиях аппликацией дети работают с бумагой, тканью, природным материалом. В процессе работы дошкольники познают свойства разных материалов, возможности их преобразования и использования в различных композициях. (Брыкина Е.К.) Они учатся различать геометрические фигуры, устанавливать соотношение частей по величине и объединять части в целое, выделять строение, положение предмета в пространстве, ориентироваться на листе бумаги.
 Для развития творческой активности детей на занятии аппликацией педагог предоставляет возможность пользоваться различными материалами, дополнительными изобразительными средствами: карандашами, фломастерами, красками. Обучение детей пониманию свойств разных материалов, их выразительных возможностей, умению использовать при создании изображений различные материалы обогащает работы детей, позволяет получить разнообразные решения изображения одного и того же предмета, явления, способствует развитию детского творчества.
 В группах для детей с нарушением речи на занятиях изобразительной деятельностью наблюдается тесное вплетение в нее игры и речи детей. Дети «дорисовывают» словами то, что не могут изобразить. Эти факты отмечены в исследованиях Н.П. Сакулиной, В.С. Мухиной. Дети придают изображенному предмету движения («машина едет»), на основе предметного рисунка с помощью речи создают целый сюжет, оживляют и оречевляют предметы, передавая звукоподражаниями и доступными словами их диалог.
На занятиях изобразительной деятельностью можно успешно развивать коммуникативные навыки. Развитие речевого общения предполагает постепенную подготовку все более сложных речевых моделей для накопления их детьми и употребления в активной речи по мере их усвоения. Ответ на вопрос одним словом или словосочетанием сменяется построением предложения разных конструкций: простое нераспространенное предложение, распространенное предложение; из сложных – сложноподчиненное предложение. Предусматривается построение разных конструкций, отвечающих характеру общения: побудительное, повествовательное, вопросительное и восклицательное предложение.
 Занятия по изобразительной деятельности предоставляют широкие возможности для изучения особенностей детей и осуществления индивидуального подхода к каждому ребенку, что содействует развитию у них не только художественных способностей, но и внимания, наблюдательности, настойчивости и воли. Формирование этих качеств является существенным условием для подготовки ребенка к обучению в школе и полноценного развития личности.

свернуть

Артикуляционная гимнастика

Упражнения для губ

“Улыбка” - удерживание губ в улыбке. Зубы не видны.

“Заборчик”- рот открыт. Верхние и нижние резцы обнажены, губы растянуты в улыбке.

“Трубочка (Хоботок)”- вытягивание сомкнутых губ вперед.

“Колечко”- рот открыт, принимает форму колечка.

Статические упражнения для языка

“Птенчики”- рот широко открыт, язык спокойно лежит в ротовой полости.

“Лопата”- рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.

“Чашечка”- рот широко открыт, широкий язык в форме чашечки поднят кверху, передний и боковые края языка подняты, но не касаются зубов.

Чашечка вне ротовой полости и в ротовой полости.

“Иголочка”- рот открыт, узкий напряженный язык высунут вперед.

“Грибок”- рот открыт, язык широкий, плоский присосать к твердому небу.

“Горка”- рот открыт, широкий язык опущен за нижние зубы и упирается в них. Спинка языка поднята вверх.

Динамические упражнения для языка

“Часики”- рот приоткрыт, кончиком узкого языка попеременно тянуться к уголкам рта (вправо влево).

“Орешек в рту”- рот закрыт, напряженным языком упереться то в одну то в другую щеку.

“Вкусное варенье”- рот открыт, широким языком облизать верхнюю губу туда обратно.

“Почистим зубы”- рот приоткрыт, кончиком языка “почистить” верхние и нижние зубы, делая круговые движения языка между губами и зубами.

“Качели”- рот открыт, движение языка вверх вниз, (к верхней - нижней губе, к верхним - нижним зубам, за верхние нижние зубы).

“Змейка”- рот открыт, узкий язык сильно выдвинуть вперед и убрать в глубь рта.

“Маляр”- рот открыт, “погладить” кончиком языка твердое небо, делая движения языком вперед- назад.

“Гармошка”- улыбнуться, открыть рот, медленно щелкнуть языком и присосать его к небу, не опуская язык открывать и закрывать рот ( подъязычная связка растягивается как меха гармошки).

“Индюк” - рот приоткрыт, положить язык на верхнюю губу и делать движение широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад, как бы поглаживая губу, убыстряя темп, добавить голос, пока не послышаться: бл-бл-бл.

“Лошадка”- рот приоткрыт, щелкать кончиком языка (как лошадка цокает копытами). Нижняя челюсть и губы не двигаются, работает только язык.

“Фокус”- учить направлять воздушную струю посредине языка. Рот приоткрыть,  язык “чашечкой” высунуть вперед и приподнять, сдуть ватку, положенную на кончике носа. При этом ватка взлетает строго вверх.

“Барабанщик”(Дятел)- улыбнуться, приоткрыть рот. Постучать кончиком языка за верхними зубами, отчетливо произнося твердый звук [д]. Сначало медленно, затем убыстряя темп.

Упражнения на растягивание подъязычной связки

-маляр

-качели

-вкусное варенье

-лошадка

-грибок

- гармошка

-дятел

-фокус

На блюдечко можно положить немного сгущёнки, сметаны, варенья…, и слизывать её язычком как котёнок. Можно лизать язычком мороженое.

Необходимость дыхательной гимнастики

    Уважаемые родители! Для того чтобы речь вашего ребенка была правильной, четкой, красивой, необходимо наличие правильного дыхания. Это объясняется тем, что в процессе речи непосредственно участвует дыхание, и поэтому правильное и четкое произнесение звуков во многом зависит от силы и направленности воздушной струи. Необходимо научить ребенка рационально использовать вдох и выдох во время речи.

УПРАЖНЕНИЯ ДЫХАТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИ

Упражнение "Задуй свечку"  Описание упражнения: ребенок держит полоски бумаги на расстоянии около 10 см от губ. Предложите ему медленно и тихо подуть на "свечу" так, чтобы "пламя свечи" отклонилось.

Упражнение "Сдуть с руки снежинку" 

Описание упражненияПоложите на ладонь ребенку маленький кусочек ваты. Держа ладонь с ваткой на уровне рта, ребенок на выдохе сдувает ватку. Можно предложить подуть так, чтобы ватка улетела как можно дальше.

Упражнение "Горячий чай" 

Описание упражнения: Предложите ребенку подуть на пригоршни рук,  имитируя дутье на горячий чай.

Упражнение "Воздушный шар" 

Описание упражнения: Предложите ребенку развести перед собой руки, изображая "воздушный шар". Во время выдоха ребенок произносит звук "ф-ф-ф" и скрещивает руки на плечах.

свернуть

Играем с детьми дома и по дороге в детский сад

Играем с детьми дома и по дороге в детский сад

  1. Учим и закрепляем основные цвета спектра. Обращаем внимание ребенка на цвета окружающих предметов, например:  (трава – зеленая, деревья – зеленые, дом – желтый, забор – голубой, машина – белая;  назови только зеленые предметы…)
  2. Учим и закрепляем форму предмета, например: (яблоко – круглое, крыша -  треугольная, луна – круглая и т.д.)
  1. Закрепляем временные представления. Называем поры года по порядку с закреплением признаков (зимой на улице мороз, идет снег;, весной снег тает, прилетают из теплых краев птицы; летом деревья стоят с зелеными листочками; осенью птицы улетают в теплые края, часто идет дождь, листья на деревьях желтые…); называем части суток, дни недели.
  1. Закреплять умение дифференцировать правую и левую сторону тела, например: (покажи правую руку; левую ногу; дотронься правой рукой до левого уха…)
  1. Учимся говорить правильно сложные слова и словосочетания:

Интересное стихотворение.

Интересная скороговорка.

Я люблю фотографироваться.

Рыбки плавают в аквариуме

На сковороде яичница.

Градусником измеряют температуру.

Милиционер Валера.

Регулировщик регулирует движение.

На ёлке разноцветные гирлянды.

Разноцветная радуга.

Мне нравится смотреть телевизор.

Я катаюсь на велосипеде. Велосипедист.

У медведицы - медвежата.

Водопроводчик чинит водопровод

Продукты продают в гастрономе.

Расскажите про покупки.

Физкультурное занятие.

Музыкальное занятие.

В киоске киндерсюрприз.

Утром мы завтракаем.

Тетрадочки в портфельчике.

Зеркальный шкаф.

Часовщик чинит часы.

Экскаваторщик на экскаваторе.

Строитель на стройке.

Экскурсовод проводит экскурсии.

Новый пододеяльник.

В гнезде птенцы.

 Антонина Владимировна.

Юлия Валерьевна.

Зинаида Константиновна.

 У ученика ранец.

Непослушный сынишка Мишка.

 Рыбу ловит рыболов.

На сосне шесть шишек.

Медсестра дает микстуру.

Дирижёр во фраке.

В винегрете огурец.

 Гроздь винограда.

Сверкнула молния.

На клумбе расцвели разноцветные астры.

Лариса раскормила кролика.

От топота копыт пыль по полю летит.

Водовоз вез воду из водопровода.

На улице зажглись фонари.

Зеркало стоит на подоконнике.

Девочка перепрыгивает через ручей

 

  1. Развитие фонематического слуха. Игра «Что услышал повтори!», например:

(ба-па-ба, за-са-за, да-та-да, ва-фа-ва…)

  1. Игры.

- «Что лишнее?», например:  (исключить  лишний предмет или слово. «Кровать, стул, груша, стол; тарелка, ложка, вилка, сыр…);

«Скажи со словом много», например:  (капуста – много капусты, карандаш – много карандашей, тарелка – много тарелок…);

- «Один – много», например: (стол – столы, дерево – деревья, ухо – уши, цветок – цветы…);

- «Посчитай сколько», например:  (1 цыпленок, 2 цыпленка….5 цыплят, 1 дом, 2 дома…5 домов);

«Назови одним словом», например:  (стол, стул, шкаф – мебель;  тарелка, чашка, ложка – посуда; банан, апельсин, лимон – фрукты…);

- «Кто как передвигается, кричит?», например:  (утка - плавает, крякает; лягушка – квакает, прыгает…);

- «Чьи детки?», например:  (у коровы и быка – теленок; у курицы и петуха – цыпленок; у кота и кошки - котенок…);

- «Кто что делает?», например:  (повар – варит кушать; врач – лечит; учитель – учит…);

«Скажи наоборот», например:  (большой – маленький; тонкий – толстый; длинный – короткий…);

- «Назови ласково», например: (чашка – чашечка, дом -  домик, цветок – цветочек…);

«Найди предмет по описанию»;

- «Скажи чья?», например:  (сумка мамы – мамина сумка; кофта бабушки – бабушкина кофта…);

- «Скажи какой? Какая?», например:  (бутылка из стекла – стеклянная; тетрадь из бумаги – бумажная; кастрюля из металла – металлическая…).

свернуть

Развития мелкой моторики в быту

Развитие мелкой моторики в быту

       Если ребенка не увлекают развивающие пособия - предложите ему настоящие дела. Вот упражнения, в которых малыш может тренировать мелкую моторику, помогая родителям и чувствуя себя нужным и почти взрослым:

  1. Снимать шкурку с овощей, сваренных в мундире. Очищать крутые яйца. Чистить мандарины.
  2. Разбирать расколотые грецкие орехи (ядра от скорлупок). Очищать фисташки. Отшелушивать пленку с жаренных орехов.
  3. Собирать с пола соринки. Помогать собирать рассыпавшиеся по полу предметы (пуговицы, гвоздики, фасоль, бусинки).
  4. Лепить из теста печенье. Лепить из марципановой массы украшения к торту.
  5. Открывать почтовый ящик ключом.
  6. Пытаться самостоятельно обуваться, одеваться. А так же разуваться и раздеваться. Для этого часть обуви и одежды должны быть доступны ребенку, чтобы он мог наряжаться, когда захочет. Учиться самостоятельно надевать перчатки. Пробовать зашнуровывать кроссовки.
  7. Помогать сматывать нитки или веревку в клубок (О том, кто их размотал лучше умолчать)
  8. Начищать обувь для всей семьи специальной губкой.
  9. Вешать белье, используя прищепки (нужно натянуть веревку для ребенка).
  10. Помогать родителям отвинчивать различные пробки - у канистр с водой, пены для ванн, зубной пасты и т.п.
  11. Помогать перебирать крупу.
  12. Закрывать задвижку на двери под раковиной.
  13. Рвать, мять бумагу и набивать ей убираемую на хранение обувь.
  14. Собирать на даче или в лесу ягоды.
  15. Доставать что-то из узкой щели под шкафом, диваном, между мебелью.
  16. Вытирать пыль, ничего не упуская.
  17. Включать и выключать свет.
  18. Искать край скотча. Отлеплять и прилеплять наклейки.
  19. Перелистывать страницы книги.
  20. Затачивать карандаши (точилкой). Стирать нарисованные каракули ластиком.

        Многие дела можно предлагать малышу с полутора лет. Что-то будет получаться, что-то нет. Но, обычно, в освоении серьезных дел дети оказываются очень упорными. Стоит предупредить, что многие новоприобретенные навыки не облегчат вам жизнь. Но зато вы сможете гордиться развитым, ловким, сообразительным ребенком.

свернуть

Дидактические игры и предметы домашнего обихода

Дидактические игры и предметы домашнего обихода

    Для формирования у дошкольника математических представлений используйте разнообразные дидактические игры. Такие игры учат ребенка понимать некоторые сложные математические понятия, формируют представления о соотношении цифры и числа, количества и цифры, развивают умения ориентироваться в направлениях пространства, делать выводы. При использовании дидактических игр в обучении дошкольников математике широко применяются различные предметы и наглядный материал, который способствует тому, что занятия проходят в веселой, занимательной и доступной форме.

     Если у ребенка возникают трудности при счете, покажите ему, считая вслух, два синих кружочка, четыре красных, три зеленых. Попросите вашего дошкольника самого считать предметы вслух. Как можно чаще считайте разные предметы (книжки, мячи, игрушки и т.д.), время от времени спрашивайте у ребенка: «Сколько чашек стоит на столе?», «Сколько лежит журналов?», «Сколько детей гуляет на площадке?» и т.п.

    Приобретению навыков устного счета способствует обучение дошкольника понимать назначение некоторых предметов бытового обихода, на которых написаны цифры. Таким предметом являются, например, часы. При работе с часами дошкольники не только изучают цифры, но и учатся определять время. Важно учесть, чтобы цифры на циферблате были арабские, т.е. привычные для глаз ребенка.

   Очень важно научить ребенка различать расположение предметов в пространстве (впереди, сзади, между, посередине, справа, слева, внизу, вверху). Для этого вы можете использовать разные игрушки. Расставьте игрушки в разном порядке и спросите, что стоит впереди, позади, рядом, далеко и т.д. Рассмотрите с ребенком убранство его комнаты, спросите, что находится сверху, что снизу, что справа, слева и т.д.

   Дошкольник также должен усвоить такие понятия математики, как много, мало, один, несколько, больше, меньше, поровну. Во время прогулки или дома просите ребенка назвать предметы, которых много, мало, один предмет. Например, стульев много, стол один; книг много, тетрадей мало. Положите перед ребенком кубики разного цвета. Пусть зеленых кубиков будет семь, а красных - пять. Спросите, каких кубиков больше, каких меньше. Добавьте еще два красных кубика. Что теперь можно сказать о красных кубиках?

   Читая дошкольнику книжку или рассказывая сказки, когда встречаются числительные, просите его отложить столько счетных палочек, сколько, например, было зверей в истории. После того как вы сосчитали, сколько в сказке было зверюшек, спросите, кого было больше, кого — меньше, кого — одинаковое количество. Сравнивайте игрушки по величине: кто больше — зайка или мишка, кто меньше, кто такого же роста.

   Пусть ваш дошкольник сам придумывает сказки с числительными. Пусть ребенок скажет, сколько в них героев, какие они (кто больше-меньше, выше-ниже), попросите его во время повествования откладывать счетные палочки. А затем он может нарисовать героев своей истории и рассказать о них, составить словесные портреты и сравнить их.

   Очень полезно для развития математических способностей у ребенка сравнивать картинки, в которых есть и общее, и отличное. Особенно хорошо, если на картинках будет разное количество предметов. Спросите дошкольника, чем отличаются рисунки. Просите ребенка самого рисовать разное количество предметов, вещей, животных и т.д.

свернуть