Советы дефектолога

Артикуляционная гимнастика

Упражнения для губ

“Улыбка” - удерживание губ в улыбке. Зубы не видны.

“Заборчик”- рот открыт. Верхние и нижние резцы обнажены, губы растянуты в улыбке.

“Трубочка (Хоботок)”- вытягивание сомкнутых губ вперед.

“Колечко”- рот открыт, принимает форму колечка.

Статические упражнения для языка

“Птенчики”- рот широко открыт, язык спокойно лежит в ротовой полости.

“Лопата”- рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.

“Чашечка”- рот широко открыт, широкий язык в форме чашечки поднят кверху, передний и боковые края языка подняты, но не касаются зубов.

Чашечка вне ротовой полости и в ротовой полости.

“Иголочка”- рот открыт, узкий напряженный язык высунут вперед.

“Грибок”- рот открыт, язык широкий, плоский присосать к твердому небу.

“Горка”- рот открыт, широкий язык опущен за нижние зубы и упирается в них. Спинка языка поднята вверх.

Динамические упражнения для языка

“Часики”- рот приоткрыт, кончиком узкого языка попеременно тянуться к уголкам рта (вправо влево).

“Орешек в рту”- рот закрыт, напряженным языком упереться то в одну то в другую щеку.

“Вкусное варенье”- рот открыт, широким языком облизать верхнюю губу туда обратно.

“Почистим зубы”- рот приоткрыт, кончиком языка “почистить” верхние и нижние зубы, делая круговые движения языка между губами и зубами.

“Качели”- рот открыт, движение языка вверх вниз, (к верхней - нижней губе, к верхним - нижним зубам, за верхние нижние зубы).

“Змейка”- рот открыт, узкий язык сильно выдвинуть вперед и убрать в глубь рта.

“Маляр”- рот открыт, “погладить” кончиком языка твердое небо, делая движения языком вперед- назад.

“Гармошка”- улыбнуться, открыть рот, медленно щелкнуть языком и присосать его к небу, не опуская язык открывать и закрывать рот ( подъязычная связка растягивается как меха гармошки).

“Индюк” - рот приоткрыт, положить язык на верхнюю губу и делать движение широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад, как бы поглаживая губу, убыстряя темп, добавить голос, пока не послышаться: бл-бл-бл.

“Лошадка”- рот приоткрыт, щелкать кончиком языка (как лошадка цокает копытами). Нижняя челюсть и губы не двигаются, работает только язык.

“Фокус”- учить направлять воздушную струю посредине языка. Рот приоткрыть,  язык “чашечкой” высунуть вперед и приподнять, сдуть ватку, положенную на кончике носа. При этом ватка взлетает строго вверх.

“Барабанщик”(Дятел)- улыбнуться, приоткрыть рот. Постучать кончиком языка за верхними зубами, отчетливо произнося твердый звук [д]. Сначало медленно, затем убыстряя темп.

Упражнения на растягивание подъязычной связки

-маляр

-качели

-вкусное варенье

-лошадка

-грибок

- гармошка

-дятел

-фокус

На блюдечко можно положить немного сгущёнки, сметаны, варенья…, и слизывать её язычком как котёнок. Можно лизать язычком мороженое.

Необходимость дыхательной гимнастики

    Уважаемые родители! Для того чтобы речь вашего ребенка была правильной, четкой, красивой, необходимо наличие правильного дыхания. Это объясняется тем, что в процессе речи непосредственно участвует дыхание, и поэтому правильное и четкое произнесение звуков во многом зависит от силы и направленности воздушной струи. Необходимо научить ребенка рационально использовать вдох и выдох во время речи.

УПРАЖНЕНИЯ ДЫХАТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИ

Упражнение "Задуй свечку"  Описание упражнения: ребенок держит полоски бумаги на расстоянии около 10 см от губ. Предложите ему медленно и тихо подуть на "свечу" так, чтобы "пламя свечи" отклонилось.

Упражнение "Сдуть с руки снежинку" 

Описание упражненияПоложите на ладонь ребенку маленький кусочек ваты. Держа ладонь с ваткой на уровне рта, ребенок на выдохе сдувает ватку. Можно предложить подуть так, чтобы ватка улетела как можно дальше.

Упражнение "Горячий чай" 

Описание упражнения: Предложите ребенку подуть на пригоршни рук,  имитируя дутье на горячий чай.

Упражнение "Воздушный шар" 

Описание упражнения: Предложите ребенку развести перед собой руки, изображая "воздушный шар". Во время выдоха ребенок произносит звук "ф-ф-ф" и скрещивает руки на плечах.

свернуть

Играем с детьми дома и по дороге в детский сад

Играем с детьми дома и по дороге в детский сад

  1. Учим и закрепляем основные цвета спектра. Обращаем внимание ребенка на цвета окружающих предметов, например:  (трава – зеленая, деревья – зеленые, дом – желтый, забор – голубой, машина – белая;  назови только зеленые предметы…)
  2. Учим и закрепляем форму предмета, например: (яблоко – круглое, крыша -  треугольная, луна – круглая и т.д.)
  1. Закрепляем временные представления. Называем поры года по порядку с закреплением признаков (зимой на улице мороз, идет снег;, весной снег тает, прилетают из теплых краев птицы; летом деревья стоят с зелеными листочками; осенью птицы улетают в теплые края, часто идет дождь, листья на деревьях желтые…); называем части суток, дни недели.
  1. Закреплять умение дифференцировать правую и левую сторону тела, например: (покажи правую руку; левую ногу; дотронься правой рукой до левого уха…)
  1. Учимся говорить правильно сложные слова и словосочетания:

Интересное стихотворение.

Интересная скороговорка.

Я люблю фотографироваться.

Рыбки плавают в аквариуме

На сковороде яичница.

Градусником измеряют температуру.

Милиционер Валера.

Регулировщик регулирует движение.

На ёлке разноцветные гирлянды.

Разноцветная радуга.

Мне нравится смотреть телевизор.

Я катаюсь на велосипеде. Велосипедист.

У медведицы - медвежата.

Водопроводчик чинит водопровод

Продукты продают в гастрономе.

Расскажите про покупки.

Физкультурное занятие.

Музыкальное занятие.

В киоске киндерсюрприз.

Утром мы завтракаем.

Тетрадочки в портфельчике.

Зеркальный шкаф.

Часовщик чинит часы.

Экскаваторщик на экскаваторе.

Строитель на стройке.

Экскурсовод проводит экскурсии.

Новый пододеяльник.

В гнезде птенцы.

 Антонина Владимировна.

Юлия Валерьевна.

Зинаида Константиновна.

 У ученика ранец.

Непослушный сынишка Мишка.

 Рыбу ловит рыболов.

На сосне шесть шишек.

Медсестра дает микстуру.

Дирижёр во фраке.

В винегрете огурец.

 Гроздь винограда.

Сверкнула молния.

На клумбе расцвели разноцветные астры.

Лариса раскормила кролика.

От топота копыт пыль по полю летит.

Водовоз вез воду из водопровода.

На улице зажглись фонари.

Зеркало стоит на подоконнике.

Девочка перепрыгивает через ручей

 

  1. Развитие фонематического слуха. Игра «Что услышал повтори!», например:

(ба-па-ба, за-са-за, да-та-да, ва-фа-ва…)

  1. Игры.

- «Что лишнее?», например:  (исключить  лишний предмет или слово. «Кровать, стул, груша, стол; тарелка, ложка, вилка, сыр…);

«Скажи со словом много», например:  (капуста – много капусты, карандаш – много карандашей, тарелка – много тарелок…);

- «Один – много», например: (стол – столы, дерево – деревья, ухо – уши, цветок – цветы…);

- «Посчитай сколько», например:  (1 цыпленок, 2 цыпленка….5 цыплят, 1 дом, 2 дома…5 домов);

«Назови одним словом», например:  (стол, стул, шкаф – мебель;  тарелка, чашка, ложка – посуда; банан, апельсин, лимон – фрукты…);

- «Кто как передвигается, кричит?», например:  (утка - плавает, крякает; лягушка – квакает, прыгает…);

- «Чьи детки?», например:  (у коровы и быка – теленок; у курицы и петуха – цыпленок; у кота и кошки - котенок…);

- «Кто что делает?», например:  (повар – варит кушать; врач – лечит; учитель – учит…);

«Скажи наоборот», например:  (большой – маленький; тонкий – толстый; длинный – короткий…);

- «Назови ласково», например: (чашка – чашечка, дом -  домик, цветок – цветочек…);

«Найди предмет по описанию»;

- «Скажи чья?», например:  (сумка мамы – мамина сумка; кофта бабушки – бабушкина кофта…);

- «Скажи какой? Какая?», например:  (бутылка из стекла – стеклянная; тетрадь из бумаги – бумажная; кастрюля из металла – металлическая…).

свернуть

Развития мелкой моторики в быту

Развитие мелкой моторики в быту

       Если ребенка не увлекают развивающие пособия - предложите ему настоящие дела. Вот упражнения, в которых малыш может тренировать мелкую моторику, помогая родителям и чувствуя себя нужным и почти взрослым:

  1. Снимать шкурку с овощей, сваренных в мундире. Очищать крутые яйца. Чистить мандарины.
  2. Разбирать расколотые грецкие орехи (ядра от скорлупок). Очищать фисташки. Отшелушивать пленку с жаренных орехов.
  3. Собирать с пола соринки. Помогать собирать рассыпавшиеся по полу предметы (пуговицы, гвоздики, фасоль, бусинки).
  4. Лепить из теста печенье. Лепить из марципановой массы украшения к торту.
  5. Открывать почтовый ящик ключом.
  6. Пытаться самостоятельно обуваться, одеваться. А так же разуваться и раздеваться. Для этого часть обуви и одежды должны быть доступны ребенку, чтобы он мог наряжаться, когда захочет. Учиться самостоятельно надевать перчатки. Пробовать зашнуровывать кроссовки.
  7. Помогать сматывать нитки или веревку в клубок (О том, кто их размотал лучше умолчать)
  8. Начищать обувь для всей семьи специальной губкой.
  9. Вешать белье, используя прищепки (нужно натянуть веревку для ребенка).
  10. Помогать родителям отвинчивать различные пробки - у канистр с водой, пены для ванн, зубной пасты и т.п.
  11. Помогать перебирать крупу.
  12. Закрывать задвижку на двери под раковиной.
  13. Рвать, мять бумагу и набивать ей убираемую на хранение обувь.
  14. Собирать на даче или в лесу ягоды.
  15. Доставать что-то из узкой щели под шкафом, диваном, между мебелью.
  16. Вытирать пыль, ничего не упуская.
  17. Включать и выключать свет.
  18. Искать край скотча. Отлеплять и прилеплять наклейки.
  19. Перелистывать страницы книги.
  20. Затачивать карандаши (точилкой). Стирать нарисованные каракули ластиком.

        Многие дела можно предлагать малышу с полутора лет. Что-то будет получаться, что-то нет. Но, обычно, в освоении серьезных дел дети оказываются очень упорными. Стоит предупредить, что многие новоприобретенные навыки не облегчат вам жизнь. Но зато вы сможете гордиться развитым, ловким, сообразительным ребенком.

свернуть

Дидактические игры и предметы домашнего обихода

Дидактические игры и предметы домашнего обихода

    Для формирования у дошкольника математических представлений используйте разнообразные дидактические игры. Такие игры учат ребенка понимать некоторые сложные математические понятия, формируют представления о соотношении цифры и числа, количества и цифры, развивают умения ориентироваться в направлениях пространства, делать выводы. При использовании дидактических игр в обучении дошкольников математике широко применяются различные предметы и наглядный материал, который способствует тому, что занятия проходят в веселой, занимательной и доступной форме.

     Если у ребенка возникают трудности при счете, покажите ему, считая вслух, два синих кружочка, четыре красных, три зеленых. Попросите вашего дошкольника самого считать предметы вслух. Как можно чаще считайте разные предметы (книжки, мячи, игрушки и т.д.), время от времени спрашивайте у ребенка: «Сколько чашек стоит на столе?», «Сколько лежит журналов?», «Сколько детей гуляет на площадке?» и т.п.

    Приобретению навыков устного счета способствует обучение дошкольника понимать назначение некоторых предметов бытового обихода, на которых написаны цифры. Таким предметом являются, например, часы. При работе с часами дошкольники не только изучают цифры, но и учатся определять время. Важно учесть, чтобы цифры на циферблате были арабские, т.е. привычные для глаз ребенка.

   Очень важно научить ребенка различать расположение предметов в пространстве (впереди, сзади, между, посередине, справа, слева, внизу, вверху). Для этого вы можете использовать разные игрушки. Расставьте игрушки в разном порядке и спросите, что стоит впереди, позади, рядом, далеко и т.д. Рассмотрите с ребенком убранство его комнаты, спросите, что находится сверху, что снизу, что справа, слева и т.д.

   Дошкольник также должен усвоить такие понятия математики, как много, мало, один, несколько, больше, меньше, поровну. Во время прогулки или дома просите ребенка назвать предметы, которых много, мало, один предмет. Например, стульев много, стол один; книг много, тетрадей мало. Положите перед ребенком кубики разного цвета. Пусть зеленых кубиков будет семь, а красных - пять. Спросите, каких кубиков больше, каких меньше. Добавьте еще два красных кубика. Что теперь можно сказать о красных кубиках?

   Читая дошкольнику книжку или рассказывая сказки, когда встречаются числительные, просите его отложить столько счетных палочек, сколько, например, было зверей в истории. После того как вы сосчитали, сколько в сказке было зверюшек, спросите, кого было больше, кого — меньше, кого — одинаковое количество. Сравнивайте игрушки по величине: кто больше — зайка или мишка, кто меньше, кто такого же роста.

   Пусть ваш дошкольник сам придумывает сказки с числительными. Пусть ребенок скажет, сколько в них героев, какие они (кто больше-меньше, выше-ниже), попросите его во время повествования откладывать счетные палочки. А затем он может нарисовать героев своей истории и рассказать о них, составить словесные портреты и сравнить их.

   Очень полезно для развития математических способностей у ребенка сравнивать картинки, в которых есть и общее, и отличное. Особенно хорошо, если на картинках будет разное количество предметов. Спросите дошкольника, чем отличаются рисунки. Просите ребенка самого рисовать разное количество предметов, вещей, животных и т.д.

свернуть