Почти все личностные качества: вкусы, привычки, характер, темперамент закладывается у человека в детстве. И немалую роль в становлении личности играет речь.
Если малыш до 3-х лет неправильно произносит многие звуки или они вовсе отсутствуют, это нормальное явление. Неточное произношение у ребенка 3-4 лет естественно – это так называемое «костноязычие».
Что должны знать родители и педагоги о работе с детьми данного возраста?
Говорить с ребенком надо правильно и неторопливо, так взрослые дают речевой образец для подражания.
Речевое подражание способствует развитию активной речи. Повторяя за взрослым слова и фразы, малыш не только запоминает их, но и упражняется в правильном произношении звуков, слов, укрепляет мышцы губ и языка.
Когда родители сознательно «подстраиваются» под речь ребенка, копируют его неправильное произношение, то ребенок утрачивает стимул для совершенствования собственной речи – ведь все всё понимают и его речь и так нравится взрослым.
Чем раньше родители обращают внимание на правильное звукопроизношение у ребенка, тем быстрее оно формируется и нормализуется.
Легче предупредить нарушения речи, чем потом тратить время на их исправление.
На 4-м году жизни значительно улучшается подвижность языка, губ, нижней челюсти, но произношение звуков все ещё далеко от нормы.
Усвоение звуков языка происходит в течение довольно длительного времени (от 1,5 до 5 лет), причём не у всех детей одновременно.
К 5 годам ребёнок должен научиться правильно произносить все звуки, поэтому необходимо контролировать формирование у ребёнка звукопроизношения и стараться вовремя предупреждать закрепление костноязычия.
Для правильного формирования произношения, ребёнку предстоит научиться управлять своими органами речи, воспринимать обращённую к нему речь, осуществлять контроль за речью окружающих и собственной речью.
Ни в коем случае нельзя подражать неправильному произношению ребёнка, так как он лишается возможности слышать правильное произношение и отличать его от неправильного. В итоге у ребёнка не выработается слуховой самоконтроль и закрепится искаженное произношение.
Ошибочно надеяться на самопроизвольное исчезновение недостатков произношения по мере роста ребёнка, так как они могут прочно закрепиться и превратиться в стойкое нарушение.
Причины неправильного произношения:
- дефекты органов артикуляции;
- физическая ослабленность вследствие соматогенных заболеваний, особенно в период активного формирования речи;
- недоразвитие фонематического восприятия (затруднения в различении звонких – глухих, мягких – твёрдых, свистящих – шипящих согласных);
- недостаточная подвижность органов артикуляции;
- снижение слуха;
- неправильная речь окружающих взрослых;
- общение с детьми, имеющими неправильное произношение.
Внятность и чистота произношения зависят:
- от анатомического строения артикуляционного аппарата;
- от того, как действуют язык, губы, челюсти;
- от умения человека ощущать движения органов артикуляции;
- от функциональной зрелости речевых зон коры головного мозга.
Если у родителей в семье имеются дефекты звукопроизношения, то ребёнок будет подражать этому неправильному произношению.
Детям, имеющим проблемы со звукопроизношением, не рекомендуются ранние занятия английским языком.
Неправильное произношение звуков у малышей – естественная особенность детской речи. Но для детей старшего дошкольного возраста – это речевой недостаток, требующий исправления.
Изъяны произношения, не устранённые в дошкольный период, нередко остаются на всю жизнь и могут повлиять на выбор профессий, для которых качество произношения звуков имеет важное значение.
Основные рекомендации родителям:
♦ Ни в коем случае не подражайте неправильному произношению ребенка, не «сюсюкайте». Дети вполне способны воспринимать правильную литературную речь. Даже с самым маленьким ребенком говорите красиво и грамотно.
♦ Помимо произношения звуков обратите внимание на общую структуру речи. Послушайте, как ребенок выражает свои мысли, правильно ли строит предложения, согласовывает ли слова в роде, числе, падеже, правильно ли использует предлоги и союзы. У пятилетнего ребенка уже не должно быть аграмматизмов.
♦ Если ребенок говорит слишком громко или, наоборот, у него тихий голос - обратитесь к отоларингологу, т. к. ребенок может оказаться слабослышащим или иметь проблемы с голосовым аппаратом.
♦ Просматривайте видео- и прослушивайте аудиоматериалы, которыми увлекается ваш малыш, ведь ребенок будет произносить то, что слышит. Обратите внимание: качественно ли проведен дубляж, внятно ли и четко слышно каждое слово; нет ли наслоения перевода иностранной продукции на текст оригинала.
♦ Если вы хотите, чтобы ребенок занялся изучением второго или третьего иностранного языка, обязательно посоветуйтесь с логопедом и невропатологом. Узнайте, способна ли нервная система вашего ребенка воспринимать такую нагрузку. Начинать изучение первого иностранного языка рекомендуется не раньше 4-х лет.
Помните, что любые нарушения в произношении звуков, не соответствующие нормам возраста, рассматриваются как дефекты речи, исправлять которые бывает очень трудно.
И главное: родители, не забывайте, что ваша речь - образец для подражания.
Значение семейного воспитания в развитии речи детей. Вы хотите, чтобы Ваш ребенок, став взрослым, добился в жизни успехов, сделал блестящую карьеру, преуспел в бизнесе? Конечно же, дорогие папы и мамы, бабушки и дедушки, вы хотите, чтобы ваш малыш состоялся как личность, чувствовал себя свободным и уверенным всегда и во всем.
Тогда учите вашего ребенка говорить! Говорить он должен правильно. Ведь учась говорить, ребенок учится логически мыслить. Не заглядывая в отдаленное будущее, попробуйте оценить сегодняшнее состояние речи своего малыша.
Ребенку нужно умело и вовремя помочь.
Чистое произношение, лексическое богатство, грамматически правильная и логически связанная речь - заслуги прежде всего семейного воспитания. И, напротив, недостаточное внимание к речи ребенка нередко становится главной причиной речевых нарушений.
Устранить такие дефекты, сформировать и закрепит правильную артикуляцию звуков вашему ребенку помогут и учитель-логопед, и педагоги-воспитатели дошкольных учреждений. Однако основную нагрузку в обучении ребенка правильной речи вы должны взять на себя.
От вас же, любящие родители, потребуется "совсем немного – набраться терпения, заинтересовать ребенка и включить его в целенаправленную работу. При этом нельзя забывать элементарные принципы обучения:
• Ребенок должен учиться, играя.
• Принуждать ребенка заниматься нельзя. Занятия дадут наилучший результат при сочетании разных приемов обучения.
• Обучающий может научить обучаемого, только если сам в достаточной мере владеет материалом, сам произносит звуки правильно.
Методические рекомендации
учителя-логопеда родителям, имеющих детей с речевыми нарушениями
1.Покажите ребенка врачам-специалистам (по рекомендациям ПМПК);
2.Систематически и аккуратно выполняйте с ним домашнее задание;
3.Занимайтесь ежедневно или через день в доброжелательной, игровой форме;
4.Не принуждайте ребенка к выполнению домашнего задания;
5.Не давайте на одном занятии более 2-3 упражнений;
6.Соблюдайте точность и поэтапность выполнения заданий;
7.Не предлагайте на первом этапе для выполнения трудные задания, постепенно переходите от простого к сложному;
8.Вводите поставленные и закрепленные звуки в обиходную речь, вырабатывая у ребенка навык самоконтроля;
9.Постепенно усложняйте требования к речи ребенка;
10.Учите наблюдать, слушать, рассуждать, четко и ясно выражать свои мысли;
11. Совместно с педагогами группы работайте над развитием движений, воспитывайте усидчивость, самостоятельность в выполнении заданий;
12.Согласовывайте с учителем-логопедом и воспитателями всю работу по воспитанию правильной речи;
13.Помните, что сроки преодоления речевых нарушений зависят от степени сложности дефекта, возрастных и индивидуальных особенностей ребенка, регулярности занятий, заинтересованности и участия родителей в коррекционной работе;
14.Верьте в силы своего ребенка, верой и терпением вселите в него уверенность в исправление нарушения речи.